Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Содержание

Осуществление процедур закупки по 44-ФЗ

За время своего существования 44-ФЗ неоднократно подвергался различным изменениям и дополнениям.

Невозможно приобрести продукцию у одного поставщика, если такая покупка не указана в списке случаев, установленных данным законом. Список случаев, в которых покупка может быть выполнена у единственного поставщика по 44-ФЗ , приведен в части 1 ст. 93.

В этом перечне в настоящее время предусмотрено 45 случаев такой покупки.

Выделим основные группы:

  • если конкурсные процедуры не состоялись;
  • при строительстве объектов, их ремонте, обслуживании;
  • закупки в области культурных направлений, спорте и образовании;
  • закупки в области медицины и реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • приобретение услуг в сфере коммунальных, электро- и теплоуслуг;
  • покупки от естественных монополий;
  • закупки в области государственного управления и обороны;
  • и другие случаи, когда закупки могут производиться у одного поставщика.

Клиент принимает решение заключить договор с одним поставщиком без каких-либо утверждений от контрольного органа. Иногда такая координация и уведомление необходимы.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик должен направить в контрольный орган уведомление о закупках по п. 6, 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 по 44-ФЗ. В пакет документов он вкладывает копию подписанного контракта и отчет с обоснованием сделки в свободной форме. В отчете прописывает предмет и цели контракта, сильные стороны поставщика. Объясняет, почему проводить закупку на торгах невозможно или нецелесообразно.

Причинами невозможности проведения конкурентных торгов могут быть:

  • отсутствие конкурентов у поставщика в городе или стране;
  • другие конкуренты не проявляют интереса к закупке;
  • товар (работа, услуга) нужны срочно;
  • возможность закупить товар в других регионах есть, но это нецелесообразно из-за высокой стоимости транспортировки или иных экономических причин;
  • дозакупка товара, который заказчик закупал ранее.

Срок для формирования и отправки документов — 1 рабочий день с даты подписания контракта. После отправки отчет нужно опубликовать в ЕИС.

Пример отчета обоснования закупки у единственного поставщика

Преимущества и недостатки

Случаи согласования заключения контракта контрольным органом

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Проверка контролирующими органами

Заключив контракт с единственным поставщиком, заказчик не позднее одного рабочего дня уведомляет об этом контролирующий орган. К уведомлению следует приложить копию заключенного контракта, а также обоснование закупки у единственного поставщика.

Получив такое уведомление, сотрудники ФАС или органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль в сфере закупок, должны проверить соблюдение условий заключения контракта. Итоги проверки оформляются в виде докладной записки. Если нарушений в действиях заказчика не выявлено, то никакого ответа ему не последует. А вот если таковые будут обнаружены, то заказчику грозит внеплановая проверка.

Согласование закупки с контролирующими органами и проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Согласование заключаемого государственного или муниципального контракта с контрольным органом в контрактной системе предусмотрено статьей 93 Федерального закона «О контрактной системе». При этом, такое согласование особенно требуется в тех случаях, когда заключение контракта происходит с единственным поставщиком. В настоящее время таким контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба.

Согласование заключаемого контракта в настоящее время требуется в случаях, когда речь идет о подписании соглашений:

  • если несостоявшейся признается процедура, которая проводилась закрытым путем, независимо от того, о каком именно виде процедур идет речь;
  • если проведенный повторно аукцион признается несостоявшимся, а также в отношении соглашений, которые подписываются по итогам проведенных и признанных несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с двухэтапным проведением, а также конкурса, участие в котором является ограниченным по решению заказчика;
  • признан несостоявшимся запрос предложений, в том числе если такая процедура проводится для того, чтобы реализовать государственные или муниципальные нужды, которые возникли по причине чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного происхождения.

Каждый из таких случаев требует обязательного уведомления Федеральной антимонопольной службы. При этом тот потенциальный исполнитель, который будет считаться единственным поставщиком, не имеет права каким-либо образом воздействовать на заключение контракта, так как в противном случае он может быть признан недобросовестным и попасть в соответствующий реестр.

Так как контракты, заключаемые с единственным поставщиком, представляют собой достаточно большую нагрузку для бюджета, независимо от того, государственного или муниципального бюджета, эти контракты подлежат обязательной проверке. Такую проверку проводит Федеральная антимонопольная служба. В соответствии положением части 2 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» уведомить о заключении такого контракта контролирующий орган обязан в течение одного дня с момента подписания контракта. Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:

  • уполномоченный сотрудник ФАС изучает все переданные от государственного заказчика документы для того, чтобы установить, что все необходимые положения указанного выше закона полностью соблюдены;
  • на основании результатов такой проверки производится подготовка специального доклада о том, соответствует ли заключенный контракт требованиям законодательства. В случае если нарушений не зафиксировано, то заказчик продолжает работать со своим контрагентом по контракту;
  • если в контракте или проведенной процедуре его заключения выявлены какие-либо нарушения, то ФАС имеет право на проведение внеочередной проверки, о которой заказчик будет уведомлен;
  • проведенная проверка решит дальнейшую судьбу заключенного контракта, при этом Федеральная антимонопольная служба вправе инициировать судебную процедуру расторжения заключенного контракта.

Закупка у единственного поставщика – это особая процедура, которая предусмотрена для обеспечения некоторых государственных или муниципальных нужд, в том числе срочных закупок, а также закупок у организаций, которые признаются объектами естественных монополий. Однако из-за риска большой растраты бюджетных средств такие контракты подлежат особой проверке со стороны контрольных органов, а также в некоторых случаях требуется предварительное согласование заключаемого контракта. Но если заказчик не нарушает действующее законодательство, контролирующие органы не будут препятствовать заключаемым контрактам с единственным поставщиком независимо от того, для каких целей такой контракт заключается.

Обосновать придется буквально каждый шаг

Президент России Владимир
Путин включил в правила подготовки нормативных правовых актов об
определении единственного поставщика при госзакупках обязательное обоснование
такого предложения и экспертное заключение по нему. Это следует из его указа,
подписанного 14 сентября 2020 г.

Единственный поставщик товаров или услуг – это компания, с
которой заключается прямой контракт, в обход тендера или другой процедуры
конкурентного отбора. При этом заказчик, хоть и имеет право обращаться к такому
поставщику в обход тендера, делать этого не обязан. Предполагается, что
единственными поставщиками становятся компании, которые предоставляют продукт
нужного качества и в оптимальные сроки.

В соответствии с документом, при определении единственных
исполнителей в отношении каждого из них и каждой закупки необходимо указывать
предмет госконтракта и описание объекта закупки, включающее в себя
функциональные, технические, качественные и при необходимости эксплуатационные
характеристики. Также необходимо предоставить экономическое и (или)
технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с
использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков,
исполнителей).

Кроме того, необходимо составить финансово-экономического
обоснование предложения об определении единственного исполнителя, предоставить
наименование заказчика и исполнителя, идентификационный номер налогоплательщика
и обоснование выбора такого исполнителя. Также нужно обосновать предполагаемый
срок осуществления закупки у единственного исполнителя.

По указу Владимира Путина единственные поставщики для госорганов будут определяться по-новому

Также нужно предоставить результаты проведенной заказчиком
проверки соответствия предполагаемого единственного исполнителя требованиям федерального
закона «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).

Необходимо предоставить информацию об исполнении
предполагаемым единственным исполнителем своих обязательств по госконтракту
лично или с привлечением субподрядчиков, соисполнителей, а также обосновать
необходимость их привлечения. Также нужно указать требование к объему исполнения
этим исполнителем обязательств по контракту лично, установленному в виде
процента от цены заключаемого с ним госконтракт, в случае привлечения к его
исполнению субподрядчиков, соисполнителей. Также должна быть указана информация
об источниках финансирования закупки.

Указом утверждается не только порядок приведения нормативных
баз в соответствии с новыми правилами, но и срок – три месяца. За этот период
Правительство и федеральные исполнительные органы должны привести свои акты в
соответствие с настоящим указом.

Как пишет «Интерфакс», предложения по совершенствованию
процесса определения единственных поставщиков были подготовлены Минфином в
начале 2019 г., в том числе акцент был сделан на обязательном обосновании для
принятия такого решения. Тогда же Минфин предлагал отдельным документом
уточнить, кто именно имеет право вносить обращение к Президенту с просьбой об
издании поручения Правительству об определении единственных поставщиков. В их
число предлагалось включить глав субъектов, председателя Правительства и его
заместителей, а также гендиректоров госкомпаний.

Напоминаем, что в действующей редакции закона «О контрактной системе…» закупка у единственного поставщика осуществляется только в соответствии с указом или распоряжением Президента, а также постановлением или распоряжением Правительства. Правительство принимает соответствующие акты на основании решений главы государства. Этот порядок подготовки нормативно-правового акта об определении единственного поставщика остался неизменным.

Необоснованная закупка

При выявлении контролирующей инстанцией необоснованной закупки у единственного поставщика в отношении заказчика по 223-ФЗ может быть выдано:

  • предписание об изменении Положения о закупке;
  • предписание об отмене результатов закупки;
  • решение о вынесении штрафа заказчику.

Судом также может быть признано незаконным Положение о закупке, а договор – недействительным. Такое решение принимается по иску от поставщика, контролирующей инстанции или иного заинтересованного лица.

Риски того, что закупка будет признана незаконной, возрастают, если заказчик установил в Положении о закупке ограничения по конкурентной форме закупок товаров, работ и услуг, которые допускается поставить неограниченным кругом субъектов.

Также незаконной признают закупку у единственного поставщика на основании субъективного  решения уполномоченной инстанции или представителя заказчика.

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Как провести закупку у единственного поставщика?

  1. Необходимо подготовить проект будущего контракта и выбрать планируемого исполнителя. Регламентированных критериев для его выбора нет, однако стоит руководствоваться принципом разумности, использовать свой опыт заключения контрактов, проконсультироваться с организациями, которые уже сотрудничали с планируемым исполнителем.
  2. Разместить информацию о позиции в плане-графике в ЕИС. В ней указывается сумма контракта и его условия.
  3. Ждать 5 календарных дней. В этот период контракт должен быть подписан обеими сторонами и на 6 день уже можно выкладывать информацию о заключении контракта в реестр контрактов, вместе со сканированным подписанным документом.
  4. В реестре контрактов необходимо создавать информацию об исполнении контракта. Прикладываются все копии приемочных документов. В реестре контрактов отдельно размещают сведения и по результатам приемки, и после оплаты. Регулярно публикуется каждая приемка товаров (приемочный документ) и оплата. Сведения (документы) размещаются в течение 5ти рабочих дней с даты подписания приемочного документа или совершения платежа (с даты платежного поручения). Публикация всех сведений (документов) один раз в конце исполнения контракта является нарушением.

Закупка у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.

Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).

Среди случаев закупки у единственного поставщика также можно встретить случаи, которые полностью скопированы из Закона № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц и т. д. Но есть и интересные «послабления», в отличие от Закона № 44-ФЗ. Например, у ЕП допустимо закупать:

  • услуги связи (телефонной, мобильной и интернет-связи);

  • услуги интернет-хостинга;

  • услуги по обучению и повышению квалификации;

  • информационно-справочные и консультационные услуги;

  • услуги по диагностике, текущему обслуживанию и ремонту новых автотранспортных средств в автосалоне или сервисном центре официального дилера завода-изготовителя, с целью сохранения гарантийного срока на транспортные средства.

Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять «спущенное свыше» типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 № 17/15158/19).

Подготовка отчета — обоснования

Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:

  • невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
  • цену контракта;
  • другие существенные условия контракта.

Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.

Отчет-обоснование нужен

Пункты 3, 6, 9, 10–14, 17–18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Отчет-обоснование не нужен

Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50–54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
 

Какие нюансы надо учесть, проводя закупку у ЕП?

  • В некоторых случаях (ч.2 ст. 93 44ФЗ) для проведения закупки у единственного поставщика необходимо размещать в Единой Информационной Системе (ЕИС) извещения;
  • После проведения закупки у единственного поставщика заказчик с соблюдением сроков должен выгрузить информацию о проведении закупки в реестр закупок ЕИС;
  • необходимо отслеживать непревышение допустимых ограничений, когда у единственного поставщика проводится закупка малого объема до 100 и 400 т.р.

Эти нюансы можно контролировать как вручную, так и при помощи систем автоматизации закупок. Например программа для госзаказчиков “Эконом-Эксперт” помогает корректно планировать закупки у единственного поставщика, размещая их в плане-графике, а также автоматически формирует извещение и выгружает его на ЕИС автоматически. После проведения закупки “Эконом-Эксперт” также выгружает информацию о проведенной закупке в ЕИС.

Новые правила

Так как подобный вид закупок является вторым по популярности способом оформления контрактов (в 2017 году почти половина всех сделок осуществлялась таким образом), то законодательство постоянно следит за исполнением договоров, время от времени их совершенствуя.

Новые изменения правил уже в ближайшем будущем состоятся в следующем:

  1. Отпадает необходимость размещения извещения о проведении закупок у ЕП. Заранее будет формироваться специальный график-план с указанием такой информации;
  2. Устраняется обязанность организаторов торгов по обоснованию невозможности осуществления закупки в конкурентной форме;
  3. Устраняется необходимость проведения внешней экспертизы для госконтрактов;
  4. Случаи согласования с ФАС будут необходимы только в ходе отдельных способов определения поставщика;
  5. Будут введены новые обеспечения гарантий обязательств поставщика;
  6. У заказчика будет право заключения госконтракта с участником второго номера в ситуации, когда с первым номером контракт расторгнут;
  7. Ранее заказчик имел право заключать арендный договор по следующим объектам: здания, строения, сооружения. Теперь в этот список добавлен такой объект, как земельный участок.

Алгоритм закупки у единственного поставщика

Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование.

В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

  • для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

  • для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

Обоснование закупки.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • определения поставщика закрытым способом (п. 24);

  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений (п. 25).

Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки. 

Если несостоявшимся признано определение поставщика закрытым способом (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Обращение направляется в течение 10 дней с даты подписания соответствующего протокола

Если несостоявшимися признаны открытые процедуры (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Обращение направляется в течение 10 дней с даты размещения соответствующего протокола в ЕИС

 Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

  • о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Заключение договора с единственным поставщиком

Заключение контракта по итогам проведения закупки у единственного поставщика регламентации в Федеральном законе №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не нашло. Однако такой порядок должен быть зафиксирован в Положении о закупках, которое издает заказчик, работающий по указанному закону.

Подписываемый контракт должен содержать положения, зафиксированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации в отношении договоров, заключаемых с целью исполнения обязательств по контрактам, а также те требования, которые установлены к такому контракту в рамках типового проекта контракта или договора.

Подписание контракта может происходить уже на следующий день после определения того лица, которое становится исполнителем по контракту. На заказчика в этом случае ложится обязанность полностью заполнить представленный ранее в ЕИС проект контракта и направить его на подписание исполнителю.

В настоящее время подписание любых контрактов (за исключением упрощенной формы, которая доступна только для подписания с отдельными видами исполнителей) происходит только в электронном виде посредством функционала Единой информационной системы.

В бумажном варианте с последующим размещением в реестре контрактов подписываются только контракты с исполнителями следующих видов:

  • сам исполнитель является организацией, относящейся к естественной монополии;
  • сверхмалый размер цены подписываемого контракта;
  • в качестве предмета закупки выступают жилищно-коммунальные услуги;
  • если речь идет о проведении срочных закупок, которые выполняются для организаций-заказчиков из медицинской, культурной или спортивной сферы.

В случае выбора упрощенной формы договора возможно выбрать ту форму договора, которая будет максимально удобна для сторон соглашения, но будет также находиться и в соответствии с положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Заключение договора по итогам закупки

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий