Как выбрать способ закупки по 44‑фз

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Порядок и сроки проведения закупки заказчиком

Рассмотрение заявок

Советы для начинающих участников

Подготовка документации и публикация извещения о проведении конкурса

На предварительном этапе заказчик принимает решение о необходимости закупки, выбирает оптимальный вариант ее проведения; формирует конкурсную комиссию (при необходимости) и определяет ее состав и должностные обязанности; утверждает положение о комиссии и привлекает экспертов (если это требует закупка).

Далее заказчик может приступать к разработке необходимой документации. Первоначально заказчику необходимо внести объект в план закупок и предусмотреть его в плане-графике, а также обосновать данную закупку. Также определяется НМЦК и приводится ее обоснование.

Затем в ЕИС публикуется извещение о проведении открытого конкурса. Сроки для публикации такого сообщения составляют, как минимум, 20 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Закон ФЗ-44 позволяет заказчику публиковать сведения о заказе в Интернете или СМИ, но это, в отличии от публикации в ЕИС, необязательное условие для размещения заказа.

В техническом задании на поставку необходимо максимально подробно описать предмет заказа: какого вида, класса, марки требуется предмет, какому ГОСТу он должен соответствовать.

Заказчик должен подготовить извещение о проведении контракта и конкурсную документацию. В извещении на проведение контракта необходимо прописать следующие сведения:

  • условия контракта;
  • количество и характеристики объекта госзакупки;
  • НМЦК;
  • место и время получения конкурсной документации;
  • способ подачи заявки на участие в конкурсе;
  • список документов, который запрашивается от участника;
  • сроки окончания подачи заявок;
  • время и место распечатки конвертов с заявками;
  • реквизиты для внесения обеспечения для участия в конкурсе;
  • виды запретов и ограничений для участия в данной закупке;
  • перечень льготных категорий участников и преференции для них;
  • каким образом вносятся изменения в извещения о закупке.

В опубликованное извещение допускается вносить правки. При этом такие параметры опубликованного контракта, как объект госзакупки и размер обеспечения, изменять не разрешается. Правки в извещение могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке.

Конкурсная документация на проведение конкурса, которая подлежит размещению в ЕИС, должна включать в свой состав:

  • название, подробная характеристика того, что закупается с обоснованием НМЦК;
  • валюта, в которой определяется цена контракта, и по которой производятся расчеты с победителем;
  • иногда прилагается инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе;
  • информация о том, каким образом будет оцениваться заявка на участие в конкурсе, а также значимость различных критериев;
  • сведения о способах отзыва заявки и порядок внесения в них изменений;
  • размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (последняя имеет ограниченный срок действия);
  • указание на возможность одностороннего отказа от контракта;
  • техническое задание, содержащее все требования к предмету закупки.

Конкурсная документация по закрытым конкурсам не публикуется в открытом доступе и предоставляется по результатам поступления запроса от заинтересованного лица. За предоставление конкурсной документации может быть предусмотрена плата.

В конкурсную документацию также допускается вносить изменения, но не позже, чем за 5 дней до конца подачи заявок. Изменения должны быть опубликованы в ЕИС в течение одного рабочего дня. Также необходимо уведомить всех участников посредством заказных писем или электронной почты в течение 2 рабочих дней.

СХЕМА ПРОЦЕССА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ

Большинство действий (этапов), которые осуществляются при закупке товарно-материальных ценностей, однотипны:

  • расчет потребности в ТМЦ для обеспечения производственного процесса или на проведение неких работ, например, на проведение ремонтных работ, проводимых собственными силами (планирование обеспечения);
  • планирование совокупной потребности в закупке запасов (товаров, сырья, материалов, оборудования) для каждого отдельного заказчика (для промышленных предприятий чаще в качестве заказчиков выступают подразделения самого предприятия, но в более широком смысле, особенно для торговых предприятий, заявка может быть направлена на удовлетворение потребности и внешних заказчиков – наших покупателей);
  • комплексное планирование поставок (закупок) в целом по предприятию;
  • подбор поставщиков, тендерные процедуры;
  • поставка ТМЦ (оформление, контроль соблюдения условий поставки, оприходование на учет, …);
  • проверка качества поступивших товаров (комиссионно при приемке или в ходе проведения дополнительной проверки, испытаний, сертификации, которая может проводиться как предприятием самостоятельно, так и внешними сертифицирующими организациями).

Оценка и мотивация менеджера по закупкам

Важным аспектом организации работы менеджера по закупкам является разработка и реализация системы мотивации его труда. В ходе разработки компания определяет, какие показатели будут влиять на зарплату менеджеров по закупкам, устанавливает количественные показатели и механизмы расчета заработной платы на основе принятых показателей. После этого компания должна довести свою политику в области оплаты труда до закупщиков и ввести в действие систему мотивации.

Мотивация закупщика должна вытекать из его функциональных обязанностей и полномочий. Система мотивации менеджера по закупкам, как правило, базируется на следующих показателях:

  • выполнение плана закупок;
  • динамика уровня цен на закупленные товары;
  • оборачиваемость закупленных товаров;
  • процент выполнения заявок на закупку товаров.

В зависимости от специфики бизнеса к перечисленным выше можно добавить следующие показатели: процент брака в поставляемой продукции, процент не полностью выполненных заявок на ресурсы, процент рекламаций и т. п.

Все показатели системы мотивации закупщика должны быть связаны с теми результатами закупочной деятельности, на которые он реально может влиять (т. е. которые зависят именно от его работы).

Кроме того, эти показатели должны быть важными для конкретного предприятия (например, снижение поступления брака, рост оборачиваемости запасов). Как показывает практика, оклад менеджера по закупкам составляет не менее 50% от общего вознаграждения. Премиальная часть рассчитывается по установленным заранее показателям оценки работы.
В табллице ниже приведены показатели оценки менеджера по закупкам розничной торговой компании (44 — Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. С. 218–219).

Важным показателем оценки менеджера по закупкам является соблюдение им профессиональных этических норм.

Профессиональная этика закупщиков включает такие аспекты  взаимоотношений с поставщиками, как:

  • соблюдение интересов своей компании;
  • конфиденциальность информации;
  • честная конкуренция;
  • отношение к деловым подаркам от поставщиков.

Существуют следующие мнения о допустимости подарков от поставщиков:

  1. Закупщики не имеют права принимать подарки, полученные подарки должны быть возвращены.
  2. Закупщики могут оставлять у себя подарки рекламного характера, например, ручки, календари, блокноты и др.
  3. Закупщики должны сами решать, является ли подарок знаком внимания, доброжелательности или имеет место попытка коммерческого подкупа.

При любом из выбранных вариантов в компании целесообразно проводить беседы с закупщиками, в ходе которых напоминать им о существовании в компании этических норм, объяснять необходимость их соблюдения.

В качестве иллюстрации важности этической стороны закупочной логистики приведем стандарты закупочной деятельности, сформулированные Институтом управления поставками (США) ( Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок

С. 797. ) :

  1. В первую очередь соблюдать интересы своей компании.
  2. Быть открытым для советов и консультаций коллег.
  3. Осуществлять закупки, учитывая только интересы своей компании и разумно тратя каждый доллар.
  4. Активно овладевать знаниями о закупаемых материалах и производственных процессах.
  5. Работать честно и открыто, отвергая любые формы взяточничества.
    Демонстрировать доброжелательное отношение ко всем, кто того заслуживает.
  6. Уважать и требовать уважения от других к своим обязанностям.
  7. Избегать конфликтов.
  8. По мере возникновения потребности помогать и консультировать коллег.
  9. Сотрудничать со всеми организациями и конкретными людьми, которые призваны повышать статус данной профессии.

Что требуется для участия

Участие в закупках представляет собой способ заработка на продаже товаров, работ и услуг. Для того чтобы принять участие в закупках, поставщику необходимо хорошо подготовиться.

Первоначально необходимо заняться подготовкой необходимых документов. Таким документами являются:

  • уставные документы: копия устава, свидетельство ИНН, выписка из ЕГРЮЛ;
  • документы, служащие подтверждением полномочий гендиректора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензия, если деятельность относится к лицензируемой;
  • свидетельство СРО (например, для оказания строительных услуг).

Такой комплект документов передается участником для прохождения регистрации в ЕИС. Прохождение регистрации открывает поставщикам доступ к электронным закупкам, которые проводятся на ЭТП. По новым правилам участникам не нужно получать аккредитацию на каждой площадке – достаточно зарегистрироваться в ЕИС.

В дальнейшем в процессе закупок от участника могут потребовать дополнительную информацию. Это сведения по квалификации персонала, мощности оборудования, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Существенный объем закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводится в формате электронного аукциона, конкурса, запроса предложений или котировок на специализированных торговых площадках. Именно на ЭТП участники оформляют заявки и подписывают договоры, а для этого им необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Раньше законодательно не регламентировалось, какую подпись стоит оформить поставщику. Но, согласно последней редакции 44-ФЗ в его ст. 5, подчеркивается, что участнику нужна квалифицированная электронная подпись.

ЭЦП – это флешка, на которой сохранен цифровой ключ. Он подтверждает полномочия лица, которое пользуется этой подписью, и полностью заменяет собственноручную подпись. Ключи выдают специализированные организации, которые аккредитованы Минсвязи. ЭЦП, которая подойдет для участия в госзакупках, обойдется участнику в 5000 р. в год. После истечения сроков действия ЭЦП ее необходимо обновить.

Для получения ключа заявка на участие передается в удостоверяющий центр. Участники также предоставляют определенный комплект документов. Сроки оказания услуги составляют около 2-3 дней.

Перед участием в закупке участнику стоит в поисковой строке в ЕИС подобрать подходящий под свои параметры тендер. Участнику нужно с использованием сервиса «Расширенный поиск» установить:

  • диапазон начальной цены;
  • регион поставки;
  • ключевые слова в извещении;
  • наименование заказчика и пр.

При нажатии на извещение открывается страница, которая содержит полную подробную информацию о закупке, а также требования к участнику. На этом этапе участнику нужно понять, подпадает ли он под установленные требования, а затем необходимо корректно составить заявку на участие в закупке.

При наличии в закупочной документации требования о внесении обеспечения заявки на участие участнику стоит заблаговременно позаботиться об открытии спецсчета. Раньше деньги в виде обеспечения участник вносил на свой лицевой счет на электронной торговой площадке. С 2019 года поставщику необходимо открывать спецсчет в банке, на который переводятся деньги. С указанного счета будет списываться плата за победу в закупке.

Далее участник готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями закупочной документации. Заявка на участие может передаваться в электронном или бумажном видах с приложением документов. При наличии сложностей в процессе заполнения заявки на участие поставщик вправе обратиться к заказчику с запросом на разъяснение положений.

Заявка должна быть подана в строго оговоренные сроки, иначе она будет отклонена. Эти сроки можно найти в извещении о закупке.

В случае победы в закупке заказчик передает участнику проект контракта. Например, в рамках электронного аукциона на эту процедуру отводится 5 календарных дней. У победителя будет пять дней на ознакомление с документом и подписание его. Проект контракта должен полностью соответствовать тому, который был представлен в извещении.

Если участник не согласен с результатами закупки, то он вправе пожаловаться на заказчика в антимонопольную службу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Подготовка программного обеспечения

Кому и когда не предоставят льготы

Льготы не будут предоставлены при проведении закупочных процедур в следующих случаях:

  • если закупочная процедура проводится с указанием нескольких предметов закупки, хотя бы один из которых не включен в специальный перечень для конкретного типа льготных категорий участников закупочных мероприятий (например, для УИС в установленном перечне содержится молоко, но если в закупке указано, что закупаются молоко и сливки, то о льготах не может быть речи, так как сливки в перечень не включены);
  • если закупка проводится путем заключения контракта с единственным поставщиком, в том числе при использовании единого агрегатора торговли;
  • остальным видам участников закупок, если к участию в такой закупке допускается широкий круг лиц;
  • если участвуют льготные категории участников закупок, но заказчик в конкретной закупке не установил возможность получения преимущества представителями льготной категории по причине того, что закупаются не входящие в специальные перечни товары.

Также льготы не будут предоставлены, если потенциальный исполнитель по контракту не подтвердит свое право на получение таковых.

Какую работу выполняет отдел закупок

На законодательном уровне не установлена обязанность по созданию отдельной структуры на предприятии, которая будет отвечать за закупки, но Закон №44-ФЗ предусматривает возможность создания контрактной службы (ст. 38 №44-ФЗ). Под контрактной службой понимается совокупность нескольких сотрудников организации, на которых возлагаются обязанности по проведению закупочных мероприятий.

Контрактную службу должны создавать те заказчики, которые в общей сумме за год совершают закупки более чем на 100 млн руб., но при этом отдельное структурное подразделение создавать на предприятии необязательно.

Если руководство утвердило приказ о создании специализированного отдела на предприятии, то вместе с ним создается и отдельное положение, регулирующее деятельность этого структурного подразделения. В положении прописываются следующие моменты:

  • место отдела в общей организационной структуре предприятия;
  • задачи и функции, которые будут выполнять сотрудники подразделения;
  • порядок взаимодействия с остальными подразделениями;
  • другие вопросы, связанные с функционированием отдела.

Сотрудники подразделения должны в своей работе руководствоваться не только нормативно-правовыми актами, регулирующими закупочную деятельность, но и нормами положения.

Основные функции и задачи

Перед отделом закупок руководство предприятия ставит следующие задачи:

  • обеспечение исполнения законодательных требований (№44-ФЗ, 223-ФЗ) при размещении заказов на покупку товаров, работ и услуг;
  • составление плана закупок;
  • мониторинг деятельности;
  • организация поиска исполнителей путем проведения различного рода торгов;
  • предотвращение коррупционных действий при получении заказа;
  • обеспечение публичности при размещении заказа на приобретение товаров, работ и услуг;
  • качественная организация всех этапов проведения закупки с целью наиболее выгодного заключения договора для нужд предприятия.

Среди большого перечня функций, которые в полном объеме прописываются в положении структурного подразделения, можно выделить ряд основных. Так, отдел закупок:

  • составляет план проведения торгов и размещает информацию о заказе в ЕИС;
  • составляет всю необходимую документацию для проведения торгов;
  • подготавливает и рассылает приглашения на участие в запланированных торгах;
  • составляет и направляет ответы на поступившие от участников вопросы по разъяснению условий и требований к ним;
  • организует весь процесс проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок;
  • направляет победителю документацию;
  • размещает в ЕИС информацию о заключенных контрактах по итогам проведения конкурентных торгов, а также закупок у единственного поставщика;
  • формирует реестр исполнителей, недобросовестно выполняющих свои обязанности;
  • рассматривает дела об обжаловании результатов проведения торгов, если поступили такие заявления;
  • формирует отчеты о деятельности отдела и отвечает за сохранность всего документооборота подразделения;
  • другие функции, которые необходимо выполнять для эффективного и бесперебойного функционирования отдела закупок и достижения поставленных перед ним задач.

Цели отдела

Отдел закупок на предприятии формируется в следующих целях:

  • повышения эффективности проведения торгов с целью заключения наиболее выгодных контрактов;
  • улучшения результатов по проведению закупочных мероприятий;
  • обеспечения гласности и полной прозрачности при проведении торгов;
  • предотвращения развития коррупции и других противоправных действий.

Каждый сотрудник отдела вносит свой вклад в достижение поставленных целей, но максимальную ответственность за работу всех сотрудников несет руководитель подразделения.

Специальные требования по процедурам закупок

При проведении различных видов торгов государственный или муниципальный заказчик вправе самостоятельно определять, какие дополнительные и специальные требования могут быть предъявлены к потенциальным участникам закупочных процедур.

Так, к участникам конкурсов и аукционов предъявляются такие специальные требования:

  • отсутствие возможных конфликтных ситуаций между заказчиком и потенциальным исполнителем, который может выражаться в наличии родственных связей между должностным лицом заказчика и потенциального исполнителя либо конфликта интересов между заказчиком и потенциальным исполнителем государственного контракта;
  • отсутствие потенциального исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков, а также подтверждение того, что информация о конкретном исполнителе ранее отсутствовала либо давно исключена из такого реестра (срок такого исключения информации должен быть не менее одного года);
  • наличие достаточного количества финансовых средств у потенциального исполнителя для того, чтобы обеспечить исполнение контракта;
  • наличие специальных технических возможностей для обеспечения результатов исполнения того или иного контракта, если наличие технических возможностей является необходимым условием для надлежащего исполнения контракта;
  • наличие подтвержденной добросовестности потенциального исполнителя контракта, которая выражается в обязательном наличии ранее исполненных контрактов, исполненных без нарушения обязательств, предусмотренных ранее подписанных и завершенных контрактов.

Если речь идет о запросах котировок и предложений, то к их участникам, кроме перечисленных выше в данном разделе требований, предъявляются и другие, к которым относятся:

  • подтверждение ранее заключенных контрактов именно по итогам проведения запроса котировок или предложений, если такие контракты были исполнены без нарушения условий;
  • наличие подтвержденных возможностей исполнения контракта, особенно если процедуры проводятся для обеспечения срочных нужд государственного заказчика (например, если речь идет о необходимости участия государственного заказчика в ликвидации каких-либо последствий чрезвычайных происшествий).

Независимо от того, о какой именно процедуре идет речь, участие в государственных закупках для потенциального участника нередко требует достаточно существенных материальных затрат.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК

Иногда удобно разделять планирование поставок и планирование закупок товаров. Например, под планом поставок рассматривать план в виде «срок поставки + объем поставки», а планом закупок удобно понимать более широкую сущность – план поставок плюс деньги (стоимости товаров и ожидаемых сроков взаиморасчетов). Однако часто эти понятия используются как синонимы.

В любом случае, заявки на закупку от множества подразделений-заказчиков часто содержат одни и те же позиции. Является ли информация о заказчике необходимой для осуществления закупки и поставки товаров? Разве что при согласовании замены на возможные аналоги или при уточнении свойств и характеристик товара при подборе поставщика

На всех остальных этапах закупки товаров снабженцу важно только знать, что и в каком объеме требуется закупить

При организации и планировании поставок товаров намного удобнее и целесообразнее работать не с десятками или сотнями заявок на закупку товаров отдельных подразделений-заказчиков, а чем-то другим, агрегированным. В этих целях удобно применять план закупок (план поставок). Именно план закупок (план поставок) будет этим агрегированным перечнем ТМЦ, которые должны быть закуплены предприятием или организацией в целом.

План закупок товарно-материальных ресурсов является «инструкцией к действию» для коммерческой службы предприятия, ответственной за закупку ТМЦ. Он же нужен и удобен для контроля закупок, проводимых коммерческой службой или отдельными ответственными исполнителями (снабженцами), т.к. очень легко получить статистику его выполнение, получить позиции, которые не были закуплены или закуплены не в полном объеме.

Выделение плана закупок в схеме закупок ТМЦ обеспечивает и многие прочие выгоды, например, возможность организовать автоматический контроль за оприходованием позиций, не заявленных к закупке, т.е. предотвратить «самодеятельность» снабженцев при закупках, когда покупают «не совсем» то, что надо (или совсем не то), или когда закупка товаров ведется в завышенном объеме.

Типичные ошибки в закупочной деятельности

Вы концентрируете внимание не на тех людях

Старайтесь, чтобы внимание вашей сбытовой группы было сосредоточено на лицах, реально отвечающих за решения о закупках. Помните, что компании редко четко описывают, кто в них оказывает на решения данного рода фактическое влияние

А ведь если, например, спецификации закупаемого продукта изначально определяет кто-то другой, все встречи и контакты с менеджером по закупкам будут пустой тратой времени.

Коммуникации на неправильном уровне

Вам может казаться, что вы просто продаете свой товар или услугу своим потребителям, а ваш продукт, вполне возможно, чрезвычайно важен для успеха их бизнеса. Например, если это новаторский компонент, благодаря которому они смогут создать новое издание или выйти на новый рынок, то ваша компания является для них потенциальным стратегическим партнером. Непременно убедитесь, что эта мысль будет донесена вами до руководства фирмы-потребителя.

Вы не следите за изменениями

Требования к закупкам постоянно меняются, как и лица, принимающие решения о них. Потребители могут выводить на рынок новые продукты, отказываться от некоторых прежних товаров или услуг, приобретать другие компании и т. д. А люди приходят и уходят, что сказывается на составе группы, ответственной за принятие решений о закупках.

ПОДБОР ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ

Вне зависимости от того, кто отвечает за подбор поставщика, будь то сам экономист по снабжению или представитель отдельного подразделения или организации, ответственный за проведение тендера на закупку, крайне важно контролировать сроки подбора поставщиков

Отсутствие контроля сроков подбора поставщиков может привести к тому, что обоснование задержки поставки ТМЦ будет постоянно списываться именно на проблемы в поиске поставщика. Поэтому желательно иметь четкие и эффективные механизмы анализа задержек при подборе поставщиков.

На практике мы применяем графический вариант аналитики, который видится достаточно удобным и наиболее наглядным – график, одновременно отображающий количество позиций, по которым мы ожидаем получить решения о выбранных поставщиках, а также количество позиций, по которым фактически имеем такие решения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий