Правила подачи запросов на разъяснение по 44-фз

Подача заявки

Действия заказчика при публикации ответа по 44-ФЗ и 223-ФЗ

После получения запроса о разъяснении заказчику надо честно и конкретно ответить на вопрос участника в течение двух дней по аукциону, двух рабочих дней по конкурсу и трех рабочих дней по конкурентным закупкам по 223-ФЗ с момента получения запроса от оператора и разместить документ с ответом в ЕИС. При нарушении срока более чем на два при закупках по 44-ФЗ дня наступает ответственность: штраф 30 000 руб. для должностного лица и 100 000 руб. для юридического. При закупках по 223-ФЗ на должностных лиц в размере от 2 000 руб. до 5 000 руб. и на юридических лиц — от 10 000 руб. до 30 000 руб.

Помимо прочего поставщики могут пожаловаться на низкое качество ответа или на нарушение сроков в ФАС.

Забавный запрос о разъяснении положений документации: видно, что заказчик рассчитывает заключить договор с нужным ему поставщиком

Рассмотрение первых частей заявок

Порядок внесения изменений

В первую очередь, нужно подготовить приказа об изменении документации. Какой-либо определенной формы для него закон не предусматривает. Однако в приказе целесообразно перечислить пункты документации, которые будут скорректированы, указать новые сроки приема заявок, а также сведения об ответственном должностном лице. Приказ подписывает руководитель заказчика.

Далее следует произвести собственно изменения положений документации, то есть изложить пункты, требующие корректировки, в новой редакции. Когда все готово, нужно разместить документ на электронной площадке, а также в ЕИС.

Закон не ограничивает заказчика в количестве и объеме изменений, которые он может внести в аукционную документацию. Таким образом, изменять ей можно не единожды. Главное — всякий раз придерживаться регламента в части сроков, и тогда проблем с ФАС быть не должно.

В каких случаях обращаются в антимонопольную службу

Помощь ФАС потребуется при возникновении спорных ситуаций. Если заказчик или поставщик обнаружили в документах ошибки или нарушения законодательства, они запрашивают разъяснения у ФАС. Информационная поддержка ведомства понадобится и при отсутствии практики рассмотрения жалоб по возникшим вопросам. Подробнее: «Последние разъяснения ФАС: одобрение крупных сделок, конкретные показатели в заявке, доптребования к поставщикам и другие».

ФАС контролирует:

  • правоприменение 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • проявление конкуренции в госзакупках;
  • соблюдение законодательных нормативов естественными монополиями;
  • размещение торгов;
  • инвестиционную деятельность зарубежных компаний в рамках отечественной экономики.

Аукцион не состоялся

Процедура торгов

Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.

Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно о процессе проведения аукциона, ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.

Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.

Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя. Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.

Протокол проведения аукциона

По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1». В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок всех участников, которые ранжированы в протоколе под номерами 1-10;
  • документы из реестра аккредитованных участников.

Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.

Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня.

Если цена «перешла через ноль»

В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.

Основания для внесения изменений

На основании п. 6 ст. 65 44-ФЗ «О контрактной системе» заказчик может внести изменения в закупочную документацию по собственной инициативе (например, если он заметил неточности в извещении о закупке) или на основании запроса, который поступил от участника закупки на предоставление разъяснений положений закупочной документации. Также необходимость внесения изменений в положения закупки может быть связана с получением предписания от антимонопольного органа (по результатам поступившей жалобы, плановой и внеплановой проверок).

Наиболее распространенной причиной, которая вызывает необходимость внесения изменений, является запрос от участника аукциона. Запрос может быть основан на положениях закупочной документации, которые могут подлежать неоднозначной трактовке (таких положений в извещении о закупке и технической документации быть не должно).

По закону заказчик в обязательном порядке должен ответить участнику закупки и не может проигнорировать его замечания. Он вправе или разъяснить формулировки, или изменить положения закупки (внесение изменений по результатам рассмотрения запроса на участие не является обязательным). Если заказчик должным образом не обработает запрос и не разъяснит положения аукционной документации, то участник может пожаловаться на него в контролирующую инстанцию. В этом случае изменять закупочную документацию придется уже на основании предписания ФАС (если жалоба участника закупки будет признана обоснованной).

Заказчик вправе вносить изменения в закупку неограниченное число раз, законодательство его в этом не ограничивает. Главное, соблюдать требования 44-ФЗ в отношении сроков внесения правок.

Что должно быть в ответе

Заказчик должен дать ответ по существу — формальные отписки не пройдут. Все непонятные положения должны быть разъяснены. Если замечания заявителя обоснованы, заказчику придется вносить изменения в закупочную документацию. Если же потенциальный участник просто что-то уточнил, то вносить изменения не потребуется.

Если речь о закрытых процедурах, то ответ должен быть направлен участнику в письменном виде.

Что писать в разъяснении

Практика показывает, что запросы разъяснений чаще всего подаются в отношении непонятных формулировок, уточнения ГОСТов и иных регламентов, характеристик объекта закупки и так далее. В таком случае следует пояснить эти параметры.

Ответ заказчик дает в произвольной форме, поскольку специальной не предусмотрено

Важно понимать, что разъяснение не должно изменять в суть документации. При этом необходимо ответить на каждый вопрос заявителя

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;
  • ЭТП.

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором, то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре ЭТП может стать больше.

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию. Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Обмен документами

Название процедуры подразумевает электронный документооборот. Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью. Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.

Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта — он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.

В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.

Какие вопросы чаще всего задают участники?

Чаще всего участники уточняют характеристики объекта закупки. Например, физические параметры, количество и прочее. Так бывает, когда заказчик в документации указывает эти характеристики расплывчато. Нередки запросы по поводу излишне объемной или имеющей сложный формат документации. Кроме того, обращения поставщиков и подрядчиков зачастую указывают на неточности или нарушения в документах заказчика. Чаще всего это указания неправильных характеристик закупаемого товара, его несоответствие стандартам, а также нарушение правил проведения закупки, например, несоответствие объекта процедуре аукциона.

Подготовка аукционной документации

Ее заблаговременно составляет работник контрактной службы (либо контрактный управляющий). Подготовка основывается на тех показателях, которые включены в план закупок и план-график на текущий год. При этом закон не позволяет размещать аукционную документацию, если есть расхождения с запланированными ранее обязательствами (ч. 12 ст. 21 44-ФЗ), поэтому автоматически при загрузке в Единой информационной системе (ЕИС) отразится связь с позицией плана-графика.

С не позднее 1 дня до размещения закупки в ЕИС заказчик имеет возможность внести окончательные коррективы в план-график. Это указано в ч. 6 ст. 2 71-ФЗ.

Перед согласованием документа ответственный работник включает в содержание актуальные для каждой отдельной закупки даты и сроки. Утверждает аукционный документ руководитель организации или лицо, которое обладает полномочиями принять такое решение.

Статья 65 Федерального закона «О контрактной системе»

Так как нередко происходят ситуации, когда заложенные в аукционной документации сведения требуют дополнительной расшифровки, законодателем в период принятия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» было принято решение о необходимости внесения в данный закон специальных положений, которые позволят максимально широко и подробно расшифровывать положения такой документации, при этом делать это строго регламентировано, чтобы привести все проводимые путем аукционов закупки к единому образцу.

Статья 65 Федерального закона № 44-ФЗ является регулятором, на который возложена обязанность максимально подробно отразить все необходимые действия, вменяемые в обязанности государственного или муниципального заказчика при проведении разъяснительной работы в отношении тех или иных вопросов, которые возникли у потенциального участника закупочной процедуры.

Так как нередко по итогам проведения такой разъяснительной работы возникает необходимость внести изменения в имеющуюся аукционную документацию, регламентация этого действия также возложена на статью 65 Федерального закона №44-ФЗ, а именно на часть 6, которая отражает не только права, но и обязанности государственного заказчика, если он принял решение в каком-то объеме изменить имеющуюся аукционную документацию.

Причины для подачи запроса о разъяснении

Подать запрос о разъяснении можно в следующих случаях:

  • неявные формулировки. Иногда заказчики хитрят и пишут расплывчатые параметры поставки, чтобы запутать поставщиков. Это нужно для победы «своих». Бывает, что специалист, готовящий конкретную закупку, не умеет этого делать или плохо подготовлен;
  • заказчик может намеренно не обозначить, что ему требуются товары в рамках применения национального режима в закупках. Поставщик по незнанию не прикладывает к заявке декларацию о подтверждении страны происхождения, его товар считается иностранным и он не получает преференций;
  • невозможно прочесть и успеть осмыслить положения документации до даты окончания приема заявок. Некоторые заказчики пишут так подробно, что описание закупки занимает тысячи страниц. Как следствие невозможно принять решение об участии из-за сложности изучения документов;
  • ошибки и некорректные данные: технические характеристики отличаются от реальных, подмена ГОСТов, описки в названиях наименований и пр.

Иногда, форму для запроса о разъяснении заказчик дает в документации. Закон не устанавливает требований к форме запроса, поэтому запрос можно составить в свободной форме или скачать шаблон. В запросе нужно прописать пункт, по которому возник вопрос и сам вопрос, соответственно. Чем он конкретнее, тем меньше у заказчика шансов дать расплывчатую формулировку.

По итогам разъяснений поставщики получают уточнения по положениям документации. Если они просят что-либо изменить, заказчик имеет право дать аргументированный отказ или согласиться исправить документацию. Во втором случае сроки закупки продляются: ее участники должны переделать заявки под измененные положения.

Аккредитация на ЭТП

Порядок подачи запроса

Запрос разъяснений по 44-ФЗ по электронному аукциону или конкурсу направляется в соответствии с общими правилами:

  • Запросить такие разъяснения может любой участник конкурсной процедуры, имеющий регистрацию в ЕИС и аккредитацию на ЭТП.
  • Запрос направляется в электронной форме в адрес заказчика через личный кабинет ЭТП, на которой планируется закупочная процедура.
  • Каждый участник закупки имеет право подать не более 3 запросов в течение одного аукциона/конкурса. По этой причине рекомендуется при составлении каждого запроса включить в его содержание максимальное количество вопросов. Это поможет избежать ситуации, когда предусмотренное законом количество запросов будет исчерпано до того, как участник получит все необходимые уточнения.

Практически все запросы подаются с помощью личного кабинета участника ЭТП.

Алгоритм действий, как правило, таков:

  • вход в личный кабинет ЭТП пользователя, авторизация;
  • выбор интересующей конкретной закупки в соответствующем разделе личного кабинета;
  • формирование запроса на дачу разъяснений по предусмотренной в профиле пользователя форме;
  • проверка введенных данных и отправка запроса заказчику.

В течение часа с того момента, как в систему поступил запрос, оператор ЭТП должен перенаправить его заказчику для того, чтобы последний сформулировал и прислал ответ на запрос разъяснений по 44-ФЗ.

Обратите внимание! Заявки на получение разъяснений по содержанию документов в рамках электронных аукционов или конкурсов подаются только в электронном виде. Обратиться же за разъяснением результатов конкурса или процедуры определения поставщика путем запроса котировок можно как в электронной форме, так и направив заявку на бумажном носителе

Как написать запрос о даче разъяснений результатов конкурса

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Как составляется и подается заявление о разъяснении решения суда В тексте заявления необходимо подробно описать, в чем заключаются недостатки решения. Госпошлина при обращении в суд с таким заявлением не оплачивается.

Порядок предоставления разъяснений

Ответ на поступивший запрос по 223-ФЗ направляется на электронный адрес, указанный в документации, и размещается в ЕИС. Действия заказчика при получении запроса от участника на предоставление закупочной документации будет следующим:

  1. Заказчик учитывает сроки подачи запроса. Если до окончания приема заявок осталось более 3 рабочих дней, то предоставление ответа входит в обязанность заказчика, если менее указанного периода, то он вправе не отвечать, согласно ч. 3 ст. 3.2 223-ФЗ. Но при нарушении сроков заказчик может пойти навстречу участнику и подготовить ответ.
  2. Заказчиком готовится ответ на запрос разъяснений по 223-ФЗ.
  3. Ответ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней после получения требования (на основании ч. 3 ст. 3.2 223-ФЗ).
  4. Запросы и пояснения не уничтожаются по результатам закупки и должны храниться вместе с другими документами. Сроки хранения составляют не менее 3 лет.

Если закупка проводится в электронном формате на ЭТП, то за весь документооборот между участниками отвечает сама электронная площадка. Участник закупки передает запрос в личном кабинете, используя функционал электронной площадки. В личном кабинете участник в дальнейшем может ознакомиться с поступившим ответом.

Другие участники закупки также вправе ознакомиться с разъяснениями по запросу. Ответ в ЕИС публикуется автоматически ЭТП.

Порядок оформления запроса

Запрос на разъяснение закупочной документации подается в свободном формате и содержит интересующие участника вопросы относительно некорректных или неоднозначных положений документации.

Запрос передается в электронном виде на почту, указанную заказчиком в качестве контактной информации. Участники вправе передавать запросы по почте (но обычно этот способ не пользуется популярностью из-за длительных сроков доставки и рисков не уложиться в сроки) или курьерской доставкой.

Образец запроса на разъяснение документации по 223-ФЗ можно посмотреть здесь.

Стоит учитывать, что хотя официальная форма отправки запроса законодательно не предусмотрена, заказчик вправе прописать в закупочной документации или Положении о закупках рекомендованный формат. В этом случае удобнее всего заполнить бланк на разъяснение документации.

Порядок оформления ответа

При подготовке ответа на запрос участника заказчику следует учесть следующие правила:

  1. В текст ответа нужно вставить вопрос от участника.
  2. Сведения об участнике, который направил требования, указывать не допускается.
  3. Пояснение не может изменять предмет и условия проекта договора.

В случае если при рассмотрении запроса стало ясно, что были допущены ошибки и неточности, то заказчик вправе внести в документацию изменения.

Размещение ответа в ЕИС

Сведения о разъяснениях закупочной документации подлежат обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней на основании ч. 3 ст. 3.2 223-ФЗ.

Сведения размещаются в открытом доступе, чтобы исключить вероятность дублирования запросов со стороны других участников. Информация доступна всем заинтересованным лицам в разделе с «Разъяснениями и изменениями».

Заказчик по результатам получения запроса на разъяснения положений закупочной документации в установленные сроки готовит ответ на запрос участников закупки и своевременно размещает документы в ЕИС:

  1. Заказчик находит нужную закупку, в отношении которой поступил запрос, в личном кабинете.
  2. Выбирает пункт «Сведения закупки».
  3. Среди указанных здесь параметров («Список лотов», «Документы по закупке» и др.) заказчик выбирает «Изменения и разъяснения».
  4. После перехода в этот пункт заказчик увидит все размещенные разъяснения по закупке. С помощью зеленого крестика он выбирает пункт «Внести разъяснения по положениям документации».
  5. Заказчик заполняет сведения о поступившем запросе от участника закупки. В частности, здесь нужно указать тематику запроса, дату его поступления и дату принятия решения о передаче ответа.
  6. Заказчик загружает нужный файл с документом, который содержит разъяснение запроса с помощью кнопки «Прикрепить». Файл подписывается посредством ЭЦП.

Неразмещение обязательных сведений с разъяснениями закупочной документации грозит заказчику ответственностью по нормам КоАП.

Таким образом, разъяснение закупочной документации – это процесс взаимодействия между поставщиком и заказчиком при проведении закупочных мероприятий. Начиная с июля 2018 года, начали действовать измененные правила предоставления ответов на запросы от участников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Общие условия

В разделе «Общие условия» необходимо описать общий порядок проведения открытого конкурса, все организационные моменты согласно положениям статей 48–55 Закона № 44-ФЗ. В частности, нужно раскрыть информацию:

о понятиях, которые будет применять заказчик в тексте документации;

о требованиях к участникам;

о порядке подготовки, размещения и изменения извещения о проведении открытого конкурса и документации к нему;

о порядке, в котором заинтересованные лица могут получить экземпляр документации;

о порядке заполнения, подачи, изменения и отзыва заявок участников;

о порядке обеспечения заявок участников и исполнения контракта;

о порядке вскрытия конвертов с заявками участников;

о порядке направления запроса на получение разъяснений документации;

о порядке рассмотрения и оценки заявок участников;

о порядке заключения контракта;

о возможности отказа от заключения контракта.

Здесь можно указать и другую необходимую информацию. Главное, не забывать о том, что нельзя указывать сведения, которые могут привести к ограничению количества участников.

Совет: Чтобы упростить задачу по составлению общей информации, стоит обратиться к положениям Закона № 44-ФЗ. Все данные для этого раздела можно взять оттуда.

Совет: Чтобы впоследствии применять данный раздел документации для других открытых конкурсов, не стоит включать в него сведения о конкретной закупке. Лучше ограничиться общими положениями, которые установлены в Законе № 44-ФЗ. В части конкретной закупки имеет смысл дать ссылки на «Информационную карту» или другие разделы. Это позволит сократить время подготовки документации для других закупок.

Рассмотрение вторых частей заявок

Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки — отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений.

Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.

Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.

Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.

Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий