Земельный кодекс российской федерации от 25.10.2001 n 136-фз (ред. от 15.10.2020)

Структура ЗК РФ по состоянию на 2020 г.: действующие главы, статьи и их содержание

Актуальная на сегодня редакция ЗК структурно поменялась: отдельные ее статьи упразднены и более не применяются. Итого, по состоянию на 2020 г., структура кодекса включает 18 глав и 103 статьи.

Глава ЗК Состав глав

(постатейно)

Содержание каждой главы (буквально)
I ст. 1-10 общие положения
I.1 ст. 11.1 – 11.10 о создании участков
II ст. 12-14 охрана земель
III ст. 15-19 собственность на землю
IV ст. 20-24 (ст. 21 отменена) сервитут, аренда участков, безмездное пользование
 

V

ст. 25-38

(отменены статьи: 29, 30, 30.1, 30.2, 31, 32, 33,34, 38.1, 38.2, 39)

 

образование прав на землю

 

V.1

 

ст. 39.1 – 39.20

предоставление госуд. (муниципальных) участков земли
 

V.2

 

ст. 39.21-39.22

обмен госуд. и муниципальных участков на земли частников
V.3 ст. 39.23 – 39.26 Сервитут по отношению к гос. (муниципальному) участку
V.4 ст. 39.27-39.29 перераспределение земель (участков)
V.5 ст. 39.30 -39.32 безмездная передача федеральных участков
V.6 ст. 39.33 – 39.36 об использовании гос. (муниципальных) земель (участков)
 

VI

 

ст. 40-43

права, обязательства собственников, арендаторов, пользователей и владельцев земель
VII ст. 44-56.1 прекращение, ограничение земельных прав
VII.1 ст. 56.2-56.12 изъятие участков
VIII ст. 57 (ст. 58 отменена) возмещение убытков по земельным участкам
ст. 59-64 (ст. 63 отменена) защита земельных прав, рассмотрение споров
Х ст. 65, 66 оценка, платность земли
ХI ст. 67-70.1 мониторинг
ХII ст. 71- 72.1 (ст. 73 отменена) земельный контроль (надзор)
ХIII ст. 74-76 ответственность за нарушения
ХIV ст. 77-80 (ст. 81 и 82 отменены) земли с/х назначения
ХV ст. 83-85 (ст.86 отменена) земли населенных пунктов
ХVI ст. 87-93 земли спецназначения
ХVII ст. 94-100 земли на особо охраняемых территориях и объектах
ХVIII ст. 101-103 лесной, земной фонд, а также земли запаса

Привнесенные изменения в ЗК, которые уже применяются с 01.01.2020, утверждены ФЗ РФ № 217 от 29.07.2017 (ред. от 03.08.2020).

Предоставление муниципального земельного участка в аренду

В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц. Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ. Процедура передачи арендных прав может происходить:

  • при участии в торгах;
  • без участия в торгах.

Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:

  • Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
  • Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
  • Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
  • Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
  • Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.

В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.

Эта же статья в п. 7.1 дополнена следующими положениями: если на арендуемой территории расположен объект недвижимости, подлежащий сносу, арендатор обязан провести его демонтаж за счёт собственных вложений.

Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.

Основные понятия земельного права

ЗК РФ регулирует взаимоотношения людей и юридических лиц относительно земли, то есть участка суши, находящего в зоне российской юрисдикции. Однако понятие «земля» расплывчато и не конкретно, поэтому в законодательстве используется термин «земельный участок». Это часть территории страны, имеющая отличительные признаки – границы, определённые в документах и на местности, структуру, категорию и разрешённое использование (ст. 6, 11.2).

Земля является объектом рыночного оборота. Однако она может стать таковой только в случае образования земельного участка как юридически значимой единицы. Кроме того, каждый участок должен быть отнесён к определённой земельной категории, что накладывает на пользователей и владельцев обязанности и ограничения. Деление участков на категории является способом управления территорией и землёй как природным ресурсом, источником получения материальных благ, компонентом экологической среды человека.

В стране нет бесхозной земли. Любой участок суши имеет своего владельца. Однако и владельцы могут пользоваться участками только в соответствии с категорией и целевым назначением. Пользование землёй в нарушение её законного предназначения считается правонарушением или преступлением, в зависимости от последствий.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий, к которым может быть отнесён любой участок суши Российской Федерации. Это земли:

  • сельскохозяйственные;
  • особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, заказники, военные объекты и т.д.);
  • населённых пунктов;
  • лесного и водного фондов;
  • запаса.

Последняя категория представляет собой территории, которые не вовлечены в оборот, не имеют специфики разрешённого использования и принадлежат государству. Отнесение участков к категории – это юридическая процедура, осуществляемая на государственном или муниципальном уровне.

Таким образом, элементарной единицей земельного права является участок, находящийся на территории юрисдикции России, имеющий кадастровый номер, категорию, разрешённое использование, собственника, план, границы и структуру.

Изменения по введению ЗК в действие, утвержденные ст. 41ФЗ № 217

Ст. 41 ФЗ № 217, по большей части, привносит дополнения и новшества в ст. 3 ФЗ № 137 от 25.10.2001. Четыре пункта данной статьи изложены в иной редакции. Текстовые изменения немногочисленны и касаются:

  • абз. 1 п. 2.10 (слова «в собственность» дополнены сочетанием «или в аренду»);
  • п. 19 (заменены слова).

С новой редакцией измененных пунктов ст. 3 ФЗ № 137 рекомендуется ознакомиться по первоисточнику.

  Изменения в ст. 3 ФЗ № 137 по пунктам  
п. 2.1. п. 2.7 п. 2.8 п. 2.9

перечисление случаев, на которые не распространяется п. 2 ст. 3

об условиях бесплатного приобретения участка земли членами НКО, образованной до 01.01.2020, для садоводства либо огородничества и т. п.  хозяйства о передаче гражданину участка земли в собственность либо аренду

(основания, документация для оформления)

о предоставлении в собственность (аренду) участка земли общего назначения

(основание, заявления собственников и сопутствующая документация для подачи)

В свете принятия ФЗ РФ № 217 и применения его норм с текущего 2020 г. Минкомразвития РФ подготовлена соответствующая «Информация по ведению гражданами садоводства и огородничества…» разъяснительного характера. Представленные в ней пояснения скомпонованы по принципу «вопрос-ответ». В разъяснениях использованы: ГК, ГСК, ЕГРН, ФЗ № 217, № 218 и № 66.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Можно ли члену садового товарищества не присутствовать на общем собрании, а отправить вместо себя родственника? Что нового по этому вопросу введено с принятием ФЗ РФ № 217?

Следует заметить, что ФЗ РФ № 217 не содержит положений об уполномоченных

Между тем, как обращает внимание Минэкономразвития РФ, член товарищества может не приходить на собрания, а передать свои полномочия иному лицу, написав на его имя доверенность. В ней можно перечислить спектр вопросов, которые может решать представитель, а также срок ее действия

Вопрос №2: Сколько раз можно избирать одного итого же председателя товарищества?

Переизбирать действующего председателя можно неограниченное число раз (ч. 5 ст. 16 ФЗ № 217). Запретов, ограничений на этот счет не имеется. Настоящая норма обосновывается необходимостью исключить возможность ликвидации товарищества по причине отсутствия председателя.

При этом ФЗ № 217 допускает возможность, как досрочного прекращения полномочий председателя, так и ограничения их срока общим собранием.

Земля как ресурс

Земля относится к категории исчерпаемых ресурсов. В этой фразе заключён парадокс. Дело в том, что земля как территория государства может измениться только при смещении государственных границ или береговых линий. Однако земельный ресурс может исчерпаться даже при увеличении территории государства.

Это происходит в том случае, если земля теряет своё плодородие, становится непригодной для производства сельскохозяйственной продукции, а так же формирования экосистем, обеспечивающих оптимальное качество среды жизни людей. По этой причине в ЗК РФ существуют главы, посвящённые:

  • охране земель от загрязнений и потери плодородия;
  • мониторингу состояния земельного фонда страны;
  • землеустройству;
  • формам надзора и контроля в области землепользования;
  • оценке земли.

Данные блоки ЗК РФ позволяют организовать и осуществлять в обязательном порядке контроль использования земли с целью предотвращения её разрушения как ресурса и компонента экологической среды. В этом проявляется несомненное сходство земельного законодательства с экологическим. Специфика этого кодекса проявляется в том, что земля в нём рассматривается одновременно как объект вещных прав и ресурс, подлежащий сохранению.

Последние изменения, внесенные в закон о земле

В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.

В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.

Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:

  • Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
  • Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
    • создание заповедников и других природных охраняемых зон;
    • для выполнения условий международного договора;
    • для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
    • для сноса и реконструкции аварийного дома;
  • Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
  • При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.

Распространенные ошибки при применении норм ФЗ № 217

Ошибка 1. Наличие секретаря у общего собрания не является обязательным. При этом непосредственно на самом собрании члены товарищества могут избрать любого председательствующего из числа лиц, которые присутствуют на нем. Основание: п. 20 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ № 217.

Ошибка 2. Правление товарищества согласно ФЗ РФ № 217 наделено новыми полномочиями. Теперь правление определяет конкретные случаи, при которых решение собрания может быть принято заочно либо очно-заочно (применительно к ч. 21 ст. 17).

Ошибка 3. Во избежание нецелевых и неподконтрольных трат отныне взносы следует вносить только на расчетный счет товарищества. ФЗ № 217 не учреждает иной способ сбора взносов, равно как и возможность его установления посредством устава товарищества.

Раздел земельного участка

Поправки дополнили существовавшие нормы статьи 11.4 ЗК РФ – раздел земельного участка. Внесённые изменения коснулись дачных участков, которые теперь будут дифференцированы на садовые и огороднические товарищества. Данная дифференциация позволит более гибко регулировать нормы использования земель, что в последующем позволит государству и муниципалитетам:

  • внедрять новую систему налогообложения на доходы с земельных участков;
  • устанавливать регламент строений, возводимых на этих участках;
  • контролировать использование земель по целевому назначению.

За товариществами сохранится статус юридического лица с уполномоченным органом управления. Но теперь его обяжут к проведению межевания и создания межевого проекта. На основании межевого проекта будут официально выделены:

  • участки для индивидуального пользования;
  • места совместного пользования.

На каждый надел должен быть составлен план с выделением границ в натуре с указанием координат поворотных точек и обведения контура межевых линий в документе. Это позволит безболезненно и эффективно решать все вопросы, связанные с земельными спорами и нарушением межевых границ.

Выдел площадей совместного пользования и закрепления их за юридическим лицом окажется выгоден муниципалитету по следующим основаниям:

  • Товарищество будет пользоваться только теми землями, которые законно оформлены в пользование юридического лица, не нарушая границ своего земельного массива с муниципальными землями.
  • Муниципалитет будет получать земельный налог от землепользователей в полном объёме: со всего используемого садоводами и огородниками массива.
  • Местным властям станет легче контролировать все действия юридического лица и отдельных его членов, связанные с целевым использованием земель.

К местам совместного пользования относятся места, предназначенные для дачной инфраструктуры:

  • места подъезда или прохода к участкам;
  • остановочные пункты;
  • места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
  • ларьки, магазины для дачников;
  • иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.

Юридическое лицо будет уплачивать в муниципалитет земельный налог со всей принадлежащей ему территории. Членам товарищества придётся компенсировать этот налог из расчёта:

  • размера выделенного им персонального земельного участка;
  • соразмерной доли за земли общего пользования.

По регламенту за эту часть территории налог будет разделяться между всеми членами товарищества соразмерно доле владения индивидуальным наделом. Например, если у одного из владельцев сдвоенный участок, ему будет назначаться двойной налог за использование совместной территории.

Если некоторые правообладатели земель ранее выделили свои участки в собственность, они не включаются в межевой проект и функционируют как самостоятельные статистические и правовые единицы. Но если они расположены в массиве садового или огороднического хозяйства, юридическое лицо вправе налагать на этих собственников налоговую ответственность за пользование совместной территорией.

Оспорить это решение правления товарищества можно только в суде, доказав, что собственник имеет автономный проход, подъезд и место установления инженерных коммуникаций. Во многих дачных хозяйствах такой регламент начисления налогов действует уже давно. Но с начала 2019 года он стал законом, который будет соблюдаться всеми юридическими лицами и выделившимися из их числа собственниками.

В остальном разделение участков в обозначенный период будет проводиться по уже имеющемуся регламенту, где существенную роль играют:

  • Проведение межевания с постановкой на кадастровый учёт вновь выделенных земельных участков и снятия с кадастрового учёта ранее существовавших участков.
  • Соблюдения минимальных размеров при разделе. Эти нормы устанавливаются местной администрацией и различны в разных регионах.
  • Соблюдение норм межевания: недопущение наложения границ, вклинивания границ участков друг в друга. Обязательно предусматривать наличие прохода и проезда к каждому участку.

Организация соблюдения указанных норм при разделе возложена на собственника и обязательно регулируется земельным отделом местной администрации.

Собственность и оборот

Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, , .

В России владеть и распоряжаться землёй могут (ст. 15):

  • физические лица – граждане РФ;
  • физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
  • юридические лица;
  • государство;
  • муниципалитеты.

Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.

С точки зрения рынка земли кодекс делит все участки на три части – находящиеся в свободном обороте, имеющие ограничения в переходе от одного владельца к другому и полностью изъятые из оборота (ст. 27). В частной собственности могут находиться только земли, включённые в оборот. Не допускается изменения статуса участков:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • постоянно находящихся под военными объектами;
  • занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими ФСБ, военным судам, госохране;
  • с ИТС связи и коммуникаций, обслуживающих систему охраны госграницы;
  • занятых под объекты атомной энергетики и захоронения радиоактивных отходов;
  • отданных под кладбища.

Особое значение для страны и государства имеют земли сельхозназначения. Однако особенности их оборота в кодексе раскрыты слабо. Это объясняется наличием специального федерального закона, посвящённого исключительно обороту земель данной категории.

Отдельная глава (седьмая) кодекса посвящена проблемам прекращения прав на земельные участки. Это может происходить на основаниях:

  • добровольной возмездной или безвозмездной передачи прав от одного лица другому;
  • принудительного прекращения пользования или владения при использовании земли не по назначению;
  • изъятия участка, если он не используется по назначению более трёх лет;
  • истечения срока пользования;
  • изъятия участка для муниципальных и государственных нужд;
  • конфискации по решению суда;
  • реквизиции (временное изъятие в условиях ЧС).

Все эти условия касаются только земельного фонда, находящегося в обороте. Земли, уже изъятые из оборота, не могут отчуждаться по определению.

Обзор изменений Земельного кодекса, применяемых с 2020 г. (применительно к ФЗ РФ № 217)

ФЗ РФ № 217, с утверждением которого связаны, помимо прочего, все текущие нововведения ЗК, затрагивает, прежде всего, процесс ведения садоводства (огородничества). В частности, закон определяет порядок создания товариществ, вводит в обиход понятие «садовый дом».

Гл. 3 ФЗ № 217 устанавливает права и обязательства членов товарищества, а также принцип определения размера взносов с его экономическим обоснованием и использования их строго по целевому назначению.

Кроме этого, детально рассмотрены вопросы по части управления товариществом, осуществления контроля над его финансово-хозяйственной деятельностью. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся общего имущества и распределения участков и др.

По сути, статус юрлица с соответствующим органом управления за товариществом сохраняется. Но отныне участки для индивидуального и совместного пользования подлежат выделению (согласно проведенному межеванию). Непосредственно к новшествам по ЗК имеют отношение:

  1. Ст. 40 ФЗ № 217: об изменениях в ЗК РФ.
  2. Ст. 41 ФЗ № 217: об изменениях в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

Правки, внесенные в ЗК, предусматривают изложение многих статей в новой редакции, исключение понятий «дачный земельный участок», «дача», «дачное строительство (хозяйство, дом)», дополнение отдельных пунктов кодекса и др. На сегодня государственные (муниципальные) участки предоставляются вне конкурса общим порядком.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий