Правовой режим земель лесного фонда

§2. Управление землями лесного фонда

При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.

По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации. Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами — 9%, другими водными объектами — 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами — 16%.

В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения. Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться.

Учитывая указанные особенности земель лесного фонда, п.2 ст.101 ЗК требует отграничить их от земель иных категорий. В лесной фонд и в леса, не входящие в него, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.

В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки

Типы использования водных объектов

Существует два типа использования водных объектов – общее и специальное. Общее водопользование не требует получения лицензии и не предполагает применение сооружений, технических средств и устройств.

При специальном водопользовании на основании лицензии заключается соответствующий договор на право пользования землями водного фонда.

Таким образом, пользование землями лесного и водного фондов имеют значительные отличия от иных видов землепользования. И, если при использовании земель водного фонда возможно стать собственником земельного участка под небольшим водоемом, то земли лесного фонда принадлежат только государству.

Воздействие на лесные ресурсы

Суммарный объем заготовки древесины в Российской Федерации, по данным ГЛР, в 2017 г. составил 212 382,4 тыс. м3. За период с 2010 г. наблюдается общая тенденция к увеличению данного показателя: суммарный рост отмечен на уровне 38,8 млн м3, или на 22,4%. Исключение составляет снижение объема заготовки в 2017 г. к уровню предыдущего 2016 г. на 1,4 млн м3, или на 0,7%.

В разрезе федеральных округов наибольшие объемы заготовки древесины в 2017 г. отмечены в Сибирском (75 846,50 тыс. м3) и Северо-Западном (52 747,70 тыс. м3) федеральных округах, где суммарно заготовлено 60,5% от общего объема по Российской Федерации.

Количество лесных пожаров на землях лесного фонда Российской Федерации в 2017 г. составило 10 226 единиц; лесная площадь, пройденная пожарами, – 3 208,6 тыс. га. За период с 2010 г. в целом наблюдается тенденция к уменьшению показателя числа случаев возникновения лесных пожаров на землях лесного фонда — общее снижение составило 22 103 единицы, или 68,4%. Площадь земель лесного фонда, пройденная пожарами, при существенных колебаниях за ряд лет, увеличилась — рост показателя за период 2010-2017 гг. составил 841 тыс. га, или 35,5%.

Динамика числа случаев возникновения лесных пожаров (по левой оси) и площади земель, пройденных пожарами (по правой оси), на землях лесного фонда, 2010-2017 гг.

Наибольшее число лесных пожаров произошло в Сибирском (689 единиц) и Дальневосточном (276 единиц) федеральных округах, которые суммарно составили около 89% общего показателя крупных лесных пожаров по стране. Наибольшие площади земель лесного фонда, пройденные лесными пожарами, отмечены для Сибирского (581 833 га), Дальневосточного (365 477 га) и Уральского (144 236 га) федеральных округов.

Данные о количестве лесных пожаров и земель лесного фонда, пройденных пожарами, в 2017 г.

Федеральный округ Количество лесных пожаров, ед. Лесная площадь, пройденная пожарами, га Количество крупных лесных пожаров, ед. Лесная площадь, пройденная крупными пожарами, га
Российская Федерация 10226 3208595 1088 1099264
Центральный федеральный округ 107 328 1 109
Северо-Западный федеральный округ 436 12217 3 590
Южный федеральный округ 175 6134 14 6178
Северо-Кавказский федеральный округ 17 299 1 189
Приволжский федеральный округ 321 1373 6 653
Уральский федеральный округ 1756 227798 98 144236
Сибирский федеральный округ 5462 2022412 689 581833
Дальневосточный федеральный округ 1982 938364 276 365477

Как можно оформить?

Распределение территории по категориям

Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:

  1. Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
  2. Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
  3. Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
  4. Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
  5. Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
  6. Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.

Лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности в соответствии со ст. 15-19 ЗК РФ, если данное обстоятельство соответствует нормам законодательства. О том, как оформить земли лесного фонда в собственность, мы писали тут.

Внимание! Перевод земель лесного фонда в другую категорию допускается только Постановлением Правительства РФ.

Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:

  • передача военному ведомству для оборонных нужд;
  • расширение границ населённого пункта;
  • передача муниципальному образованию для публичных нужд.

Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.

Если вы заинтересовались такими землями, то вам может пригодиться следующая информация:

  • Особенности аренды земель лесного фонда.
  • Что можно и нельзя делать на таких участках и возможно ли на них строительство?

Земли лесного фонда могут относиться к соответствующей категории и входить в состав государственных земель. А могут распределяться по другим категориям, выполняя дополнительные функции, связанные с целевым назначением земель, в которые они были выделены. Для эффективного использования этого ресурса предусмотрен мониторинг.

Статья 101 Земельного кодекса. Земли лесного фонда

(Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287).

Статья 94. Земли лесного фонда

Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

В местах проживания малочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народных депутатов предоставляют в пользование и передают в аренду колхозам, совхозам, госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла.

Статья 95. Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.

Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 96. Земли запаса

Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 — 44 настоящего Кодекса.

Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.

Неактуальная система

Автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» фактически не используется как единый программный продукт, утверждает Счетная палата по итогам двух проверок государственного управления лесами. В этой связи регионы в процессе составления лесных планов используют неактуальные данные о лесном фонде. Отсюда проистекают риски, что они неэффективно тратят предоставляемые им субвенции.

При этом на создание и сопровождение «Государственного лесного реестра» было потрачено 185 млн. руб. средств федерального бюджета, отмечает надзорный орган. Аудиторы палаты пришли к выводу, что единой системы учета лесного фонда, где была бы представлена достоверная информация о его количестве, качестве и стоимости, в России нет.

В Государственном реестре недвижимости (ЕГРН) также отсутствуют достаточно полные и объективные данные о лесных участках. В результате возникает опасность отчуждения земель лесного фонда в земли иных категорий. В ЕГРН и «Государственном лесном реестре» содержатся неодинаковые сведения о площади лесов России — разница составляет почти 300 млн гектаров. Это несовпадение вызвано в том числе тем, что в реестре недвижимости не указаны границы лесных участков.

Что такое лесная амнистия

Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.

Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2016, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.

Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие его права на участок;
  • выписку из ЕГРН;
  • другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.

Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.

Законодательное регулирование использования ЗЛФ

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1.  В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2.  ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК

Право пользования землями лесного фонда

Как можно использовать земли под лесами

Кто может стать собственником?

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью, то есть, принадлежат государству. Правовое обеспечение предусматривает, что участки земель лесного фонда могут быть предоставлены в пользование юридическим лицам и гражданам. В соответствии с Лесным Кодексом (ст. 9 ЛК РФ) такие участки можно получить:

  • На правах аренды.
  • В безвозмездное срочное пользование.
  • На правах бессрочного постоянного пользования.
  • Ограниченного пользования.

Федеральным законом (ст. 8 ЛК РФ, ст. 19 ЗК РФ) установлены формы собственности на те леса, которые произрастают на земле городских поселений.

О том, как получить земли лесного фонда в собственность, рассказано в отдельной статье.

Перевод ЗЛФ в другую категорию

В связи с тем, что ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, для приватизации или осуществления деятельности, не предусмотренной для таких территорий, нужно перевести их в иную категорию. Согласно ст. 11 , это разрешено в случае:

  • организации за счет ЗЛФ особо охраняемых территорий;
  • определения или изменения границ населенных пунктов;
  • размещения на этих территориях объектов государственного/муниципального значения;
  • создания особых экономических зон.

Кто осуществляет перевод земель

Занятые растительностью или нелесные земли лесного фонда можно отнести к иным категориям на основании решения органа, ответственного за распоряжение ЗЛФ.

В отношении федеральных земель переводом в другую категорию занимается правительство, региональных территорий – орган власти субъекта федерации, муниципальных ЗЛФ – местное самоуправление.

Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов

Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов (ЗНП) возможен только по результатам определения, уточнения или изменения границ поселения. Обычно он осуществляется через документы территориального планирования путем утверждения или обновления:

  • генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов;
  • схемы территориального планирования муниципального района, на которой отражаются границы сел и поселков за пределами поселений.

Упрощенная процедура перевода, согласно и , выглядит так:

  1. Заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления мотивированное заявление.
  2. Местное самоуправление готовит проект документа территориального планирования, по которому ЗЛФ должны быть включены в ЗНП, и вместе с обоснованием направляет в ответственный орган власти субъекта РФ.
  3. Орган власти субъекта РФ отсылает эти документы в территориальный отдел Рослесхоза.
  4. В течение 30 дней Рослесхоз готовит заключение, которым согласовывает или отказывает в переводе.
  5. Через 30 дней после получения заключения региональный орган принимает решение о включении ЗЛФ в ЗНП, устанавливает виды разрешенного использования или отказывает в этом.

Мониторинг текущего состояния

Государственный учет лесных ресурсов. Лесной кадастр.

ЛК
РФ.
Статья
91. Государственный
лесной
реестр.

1.
Государственный
лесной
реестр
представляет
собой
систематизированный
свод
документированной
информации
о
лесах,
об
их
использовании,
охране,
защите,
воспроизводстве,
о
лесничествах
и
о
лесопарках.

2.
В
государственном
лесном
реестре
содержится
документированная
информация:

1)
о
составе
земель
лесного
фонда,
составе
земель
иных
категорий,
на
которых
расположены
леса;

2)
о
лесничествах,
лесопарках,
их
лесных
кварталах
и
лесотаксационных
выделах;

3)
о
защитных
лесах,
об
их
категориях,
об
эксплуатационных
лесах,
о
резервных
лесах;

4)
об
особо
защитных
участках
лесов,
о
зонах
с
особыми
условиями
использования
территорий;

5)
о
лесных
участках;

6)
о
количественных,
качественных,
об
экономических
характеристиках
лесов
и
лесных
ресурсов;

7)
об
использовании,
охране,
о
защите,
воспроизводстве
лесов,
в
том
числе
о
лесном
семеноводстве;

8)
о
предоставлении
лесов
гражданам,
юридическим
лицам.

3.
Документированная
информация,
содержащаяся
в
государственном
лесном
реестре,
относится
к
общедоступной
информации,
за
исключением
информации,
доступ
к
которой
ограничен
федеральными
законами
(информация
ограниченного
доступа).

4.
Документированная
информация,
предусмотренная
частью
2 настоящей
статьи,
в
обязательном
порядке
представляется:

1)
лицами,
осуществляющими
использование,
охрану,
защиту,
воспроизводство
лесов;

2)
органами
государственной
власти,
осуществляющими
управление
в
области
использования,
охраны,
защиты,
воспроизводства
лесов.

5.
Перечень
видов
информации,
предоставляемой
в
обязательном
порядке,
и
условия
ее
предоставления
устанавливаются
уполномоченным
федеральным
органом
исполнительной
власти.

6.
В
течение
пяти
рабочих
дней
уполномоченный
орган
исполнительной
власти
предоставляет
заинтересованному
лицу
выписку
из
государственного
лесного
реестра
или
в
письменной
форме
направляет
заинтересованному
лицу
мотивированный
отказ
в
предоставлении
такой
выписки.
Отказ
может
быть
обжалован
заинтересованным
лицом
в
судебном
порядке.

7.
За
предоставление
выписок
из
государственного
лесного
реестра
взимается
плата.
Размер
указанной
платы
и
порядок
ее
взимания
устанавливаются
Правительством
Российской
Федерации.

8.
Документированная
информация,
предусмотренная
частью
2 настоящей
статьи,
предоставляется
бесплатно
органам
государственной
власти,
а
также
иным
лицам
в
предусмотренных
федеральными
законами
случаях.

9.
Ведение
государственного
лесного
реестра
осуществляется
органами
государственной
власти,
органами
местного
самоуправления
в
пределах
их
полномочий,
определенных
в
соответствии
со
статьями
81 — 84 настоящего
Кодекса,
в
порядке,
установленном
уполномоченным
Правительством
Российской
Федерации
федеральным
органом
исполнительной
власти.

Статья
92. Государственный
кадастровый
учет
лесных
участков

Государственный
кадастровый
учет
лесных
участков
осуществляется
в
соответствии
с
Федеральным
законом
от
24 июля
2007 года
N 221-ФЗ
«О
государственном
кадастре
недвижимости».

Лесная амнистия

 допускает оформление земли по лесной амнистии. Суть процедуры состоит в устранении противоречий между ЕГРН и лесным реестром.

Если сведения о правообладателях были внесены в ЕГРН до 2016 года, территории можно исключить из лесного реестра и перевести в земли населенных пунктов и поселений, параллельно исключая наложения земельных участков.

Лесная амнистия, земли поселений по которой будут расширены, проводится обычно межведомственной рабочей группой при региональном комитете лесного хозяйства. Вместе с заявлением заинтересованный владелец подает туда:

  • выписку из ЕГРН;
  • копии правоустанавливающих документов;
  • иные документы по требованию.

Амнистия действует до 2023 года.

Законодательство

Лесной кодекс РФ и Земельный кодекс РФ – основные законодательные документы, определяющие порядок и правила пользования и владения лесом.

В 2017 году Государственная дума принята так называемый . Этот закон позволяет легализировать находящиеся в лесном фондом земли. Также это облегчает процедуру отнесения лесных поселков к населенным пунктам.

Данный закон устанавливает главенство Единого государственного реестра недвижимости над Государственным лесным реестром. Этот приоритет предусмотрен в сфере определения земельного участка к категории. Это должно помочь с согласованием схем участка и их границ.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Земли природоохранного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли:

  1. водоохранных зон рек и водоемов;
  2. запретных и нерестоохранных полос;
  3. лесов, выполняющих защитные функции;
  4. противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных на- саждений;
  5. иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Перевод земель

Самый наболевший вопрос на сегодняшний день, связанный с лесными землями — это смена одной категории земли на другую для строительства домов. Самое большое количество изъятых земель наблюдается в Московской и Ленинградской областях. Каждый год тысячи гектаров становятся землями населенных пунктов для дальнейшего градостроительства.

За потери с граждан взимается плата, которая определена соответствующими законами. Перевод осуществляется только в случаях:

  • невозможности их дальнейшей эксплуатации по прямому назначению;
  • утраты полезных свойств лесов;
  • необходимости обороны страны, социальных или экономических нужд.

Для того, чтобы получить разрешение на строительство объектов недвижимости, обязательно потребуется экологическая экспертиза.

На видео об изъятии земель лесного фонда

Несмотря на то, что лесные массивы занимают 50-60% территории страны, существуют законы, которые не позволяют беспрепятственно переводить земли из категории леса в другие. Это позволяет сохранять и приумножать лесной фонд.

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Строительство

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий