Знак «обгон запрещён»: основные правила и штрафы за их нарушение

Когда нельзя обгонять?

Спорные ситуации

Если автомобилист не согласен с точкой зрения сотрудника ДПС, он может его обжаловать. Для этого следует подать в ГИБДД заявление, привести доводы в пользу того, что нарушения не было. Если удастся представить убедительные доказательства, можно будет избежать наказания. При безуспешных попытках оправдаться оплатить штраф все же придется.

Чаще всего автомобилисты, застигнутые на «месте преступления», пробуют оправдаться тем, что не осуществляли движение по обочине, а пытались совершить остановку. Сотрудники ДПС могут возразить, что место для остановки следует выбирать, двигаясь в ряду автомашин, а не покидая его.

В этом случае надежда на благоприятный исход дела есть – если происшествие не было зафиксировано при помощи фото- или видеосъемки. В этом случае даже при выписывании протокола вы можете отправить в суд заявление с рассмотрением собственной версии произошедшего.

Со своей стороны, автомобилист может предупредить такое развитие событий, если в самом деле намеревается остановиться.

Внимание! Наличие видеорегистратора поможет запечатлеть истинную картину событий, чтобы потом с ее помощью обжаловать судебное решение.

Обогнать автомобили по обочине в небольшом городе чаще всего удается безнаказанно. Зато в крупных населенных пунктах, где во многих проблемных местах установлены видеофиксаторы, это совсем не так просто. Выезжая на обочину с целью обгона других ТС, водителю надо понимать, что его действия с большой вероятностью обернутся денежным штрафом.

Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами

Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции — дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.

Штрафы ГИБДД за обгон под знаком «Обгон запрещен»

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Зона действия знака обгон запрещен

Для правильной оценки дорожной ситуации важно знать не только обозначение тех или иных дорожных знаков, но и протяженность их действия

В городской черте

В населенном пункте знаки 3.20 и 3.22 действуют до ближайшего перекрестка. Если перекрестков нет, то знак заканчивает действие:

совместно с окончанием территории населенного пункта. В этой ситуации должен быть установлен знак «Конец населенного пункта» (номер знака 5.24). Этим знаком снимаются все ограничения, наложенные правилами при движении в населенном пункте и установленными ранее дорожными знаками;

Номер знака 5.24

по истечении указанной протяженности участка, если запрещающий дорожный знак установлен совместно с дополнительной информационной табличкой. Например, на рисунке ниже обгон запрещается на протяженности 600 м;

Обгон запрещается на протяженности 600 м

после знаков, которыми обозначаются конец зоны запрета обгона (знаки 3.21 и 3.23);

Знаки 3.21 и 3.23

после знака, которым снимаются все ограничения, наложенные ранее (знак 3.31).

Знак 3.31

Следует дополнительно отметить, что зона действия знака, запрещающего обгон, не заканчивается при пересечении проезжей части с выездом с дворовых территорий (автозаправок и так далее), так как такое пересечение не является перекрестком.

Вне населенного пункта

Вне населенного пункта знак «запрет обгона» может заканчивать свое действие:

  • после знаков, отменяющих установленный запрет (знаки 3.21, 3.23, 3.31);
  • после истечения интервала, указанного на дополнительной информационной табличке;
  • после проезда перекрестков. Пересечения с полевыми, лесными и так далее дорогами, не отмеченные специальными дорожными знаками (примыкание второстепенной дороги) не являются перекрестками, следовательно, после пересечения таких участков зона запрета обгона не заканчивается;
  • до начала какого-либо населенного пункта (после проезда знаков 5.23). В населенном пункте движение организовывается по иным правилам, чем вне его пределов, поэтому установленные ранее знаки при въезде в населенный пункт заканчивают свое действие.

Начало какого-либо населенного пункта

Перед мостом

Нарушением правил является обгон на подъеме и непосредственно на мосту. В данной ситуации запрещающие знаки могут быть установлены или не установлены, так как запрет на данный вид маневрирования накладывается непосредственно правилами движения.

Если знаки, налагающие запрет на выполнение обгона установлены, то зона их действия заканчивается в зависимости от места расположения моста (в населенном пункте или вне пределов населенного пункта), что обозначается соответствующими знаками или правилами (описано выше).

Какое предусмотрено наказание?

Что считается нарушением

Для начала необходимо определиться, что считается нарушением предписания «обгон запрещён» и нарушением знака. Долгое время обгоном признавался манёвр, предполагающий опережение ТС, которые движутся в попутном направлении, при условии перестроения с полосы движения. Изменения значительно сузили определения обгона, определив понятие, в качестве опережения движущегося или стоящего на месте ТС с обязательным перестроением на полосу встречного направления и последующим возвращением на исходную. Это означает, что при совершении обгона обязательно происходит выезд на встречную полосу с пресечение линии осевой, иные действия признаются объездом. Соответственно нарушением ПДД обгон запрещён, признаётся факт обгона единицы или нескольких единиц ТС в зоне действия знака. 

Водители должны соблюдать установленные ПДД принципы обгона и перед совершением манёвра убедиться, что:

  • не возникнут помехи для обгона со стороны движущихся позади автомобилей;
  • следующий впереди автомобиль не подаёт сигналов об аналогичном манёвре;
  • встречная полоса не содержит препятствий;
  • по окончанию манёвра есть место для возврата на свою полосу;
  • для совершения манёвра скорость оптимальна;

  • учтены условия дорожного покрытия (в том числе, погодные условия);
  • для завершения манёвра не потребуется совершать резкие движения, которые могут спровоцировать аварию;
  • двигатель и КПП авто исправны.

Водители часто игнорируют этот запрещающий знак, вступая в спор с сотрудниками ГИБДД. 

На практике, действительно, может возникнуть ряд спорных ситуаций, разбор основных из которых приведён ниже:

Манёвр был начат водителем ещё до въезда в зону действия знака, а закончен уже в зоне

Причиной подобной инцидента могло стать, в том числе, обгоняемое ТС, которое закрыло знак. В таких ситуациях необходимо обращать внимание на разметку, которая из прерывистой линии превращается в сплошную. Сотрудники ГИБДД в подобной ситуации имеют все основания наказать водителя.

Водитель хочет обогнать ТС, которое движется со скоростью менее 30 км/ч

Как можно определить, относится ли ТС к категории тихоходных и разрешён ли обгон. Тихоходные ИС должны быть обозначены знаком – красные треугольники с жёлтой окантовкой. Если такового знака нет, обгон запрещён и является нарушением.

По пути следования автомобиля находится препятствие – авария, ремонт дороги. Стоит попытаться объехать препятствие с правой стороны. Если иного выхода не осталось – совершить выезд на встречную полосу в зоне действия знака. Инспектора ГИБДД могут интерпретировать подобные действия как нарушение. Доказать правоту водитель может в суде. Потребуется предоставить снимки места происшествия.

На регламентированной знаком территории прерывистая разметка не переходит в сплошную, подразумевая возможность обгона. Согласно ПДД, знак имеет приоритет перед разметкой, нанесённой на дорогу.  

Знания в области правил дорожного движения помогут защититься не только от нарушений, но и несанкционированных обвинений. 

Если водитель не согласен с протоколом, о чём имеется соответствующая запись, оспорить решение дорожной полиции можно через суд.

Главные правила обгона

Нужна качественная юридическая консультация по автомобильным вопросам? Обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефонам:

+7 (499) 638-44-96 доб. 753 — Москва и область

+7 (812) 309-52-81 доб.357 — Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-94-83 доб.154 — для регионовЗвонок бесплатный!

  1. Перед началом совершения манёвра водитель ТС обязан убедиться, что не создаёт препятствия для других участников движения (например, для машины, совершаемой опережение в соседнем ряду).
  2. Выполнение манёвра запрещено в том случае, если шофёр впереди идущего автотранспорта подаёт сигнал о перестроении, обгоне (левый поворотный сигнал включен).
  3. На «встречке» должно хватать свободного пространства для безопасного совершения манёвра.
  4. Возвращение на прежнюю полосу после завершения маневра не должно создавать помех другим водителям.
  5. Необходимо выбрать оптимальную скорость движения с учётом времени года, типа привода автомобиля и других факторов.
  6. При выполнении обгона также необходимо учитывать интенсивность движения, среднюю скорость трафика, дорожные (качество полотна, рельеф местности, освещённость дороги) и погодные условия (наличие или отсутствие осадков, сильного бокового ветра и т.д.).
  7. Не рекомендуется выполнять резкие манёвры («подрезать» машины при возвращении в свою полосу).
  8. При объезде колонны из нескольких автомобилей или автопоездов необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы машина обладала мощным и тяговитым двигателем, способствующим быстрому ускорению.
  9. Выполнение маневра на автомобиле, находящемся в неудовлетворительном техническом состоянии (например, поломки и неисправности с двигателем, КПП), может привести к аварии.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • За что может быть штраф 1500 рублей?
  • Как оспорить штраф ГИБДД с камеры видеофиксации?
  • Штраф за пешехода: если не пропустил пешехода на переходе?

Видео: Нарушение правил обгона. Сборник спорных ситуаций

По статистике около 1/4 всех ДТП происходит по причине неправильного выполнения обгона. Более половины таких аварий связаны с ошибками на его завершающей стадии (при возвращении в первоначальную полосу движения). Основная причина – неправильная оценка дорожной ситуации. Водители неверно рассчитывают время и оценивают расстояние, необходимые для удачного выполнения манёвра.

Описание знака “Обгон запрещён”

Обгон — движение при опережение одного, нескольких движущихся автомобилей, связанное с выездом на встречу движущемуся транспорту и дальнейшее возвращение в ранее занимаемую линию движения (из Постановления от 23.10.1993, за номером 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения»).

Опережение — движение автомобиля со скоростью, превышающей скорость попутного ТС, для совершения манёвра на автомагистрали, не выезжая на встречную полосу магистрали.

Объезд — изменение траектории движения автомобиля из-за препятствия впереди: стоит другой автомобиль, ремонт на дороге, яма, заграждения и т.д. .

На дорогах часто возникают ситуации объезда ТС и причины различные: поломка автомобиля, ДТП, посадка пассажиров … перед водителем стоит задача: как правильно выбирать оптимальный вариант объезда?

Объезд препятствия: разрешён только с правой стороны.

Табличка (4.2.1), «Объезд препятствия справа» — используется в связи с проведением дорожно-ремонтных работ при благоустройстве.

Знак 4.2.1 — «Объезд препятствия справа»

В некоторых случаях:

  • На машинах дорожных и коммунальных служб или в непосредственной близи объектов благоустройства,

  • объезд справа невозможен: природные особенности ландшафта — крутой обрыв, лесонасаждения — устанавливается табличка (4.2.2) — «Объезд препятствия слева».

В правилах написано: при установленном знаке — справа объезд невозможен.

  • Стоит временный знак — автомобилистам точно следовать по указанию знака! — «Объезд препятствия слева», даже если линия разметки дороги — сплошная.

  • После преодоления препятствия — вернуться в строй — линию своего движения.

Объезд справа или слева: как правильно? Ситуации на дороге бывают разные.

Табличка 4.2.3 -«Объезд препятствия справа и слева», рекомендует возможность выбирать водителю наиболее безопасный и самый удобный путь.

На проезжей части, знак может быть установлен при проведении ремонта дороги, и объезд помехи — объекта с правой стороны более безопасен.

Объезд препятствия

Спорные ситуации

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать ?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

Что делать при получении штрафа

Какой предусмотрен штраф за обгон под знак «Обгон запрещен»

Объезд препятствия под знак

В пункте 1.2 правил дорожного движения препятствием называется любой неподвижный объект или дефект проезжей части, который препятствует проезду автомобиля по занимаемой полосе. В подобных случаях водитель вынужден перестроится в полосу встречного движения

Важно отметить, что остановившееся у светофора исправное ТС или не считаются препятствием.  

Нередко инспекторы дорожных служб не разбираются в ситуации и приравнивают любое пересечение сплошной линии разметки к части четвертой статьи 12.14 Кодекса об административных правонарушениях. Пересечение непрерывной линии в зоне действия знака 3.20 санкционируется штрафом в 5 тысяч рублей или лишением водительского удостоверения на срок до полугода.

Некоторые автомобилисты в состоянии шока соглашаются со всеми вмененными обвинениями

Однако важно объективно оценивать ситуацию. Если водитель в суде сможет доказать, что он был вынужден выехать на встречную полосу в зоне действия знака 3.20, мера ответственности будет снижена до 1500 рублей

Таким образом, водитель может лишь снизить меру ответственности за пересечение  сплошной разметки. Единственный верный способ избежания штрафной санкции заключается в остановке. Только если автомобилист прекратит движение и дождется ликвидации препятствия, инспекторы ГИБДД не смогут привлечь его к материальному взысканию.

Кроме положений законодательства, собственнику транспортного средства стоит ознакомиться с обязанностями инспекторов дорожных служб. Так, статья 49 приказа 185 МВД Российской Федерации обязывает инспекторов ГИБДД принимать меры по устранению возникающих на дороге препятствий. Автомобилист имеет право указать на этот факт, если уполномоченный сотрудник решит выписать штраф за наезд на сплошную линию при объезде.

Действие знака «Обгон запрещен»

Дорожный знак запрещающий маневр

Дорожный знак, ограничивающий обгон, зафиксирован в ПДД под номером 3.20. Он относится к категории запрещающих и распространяет свое действие на все транспортные средства, кроме тихоходных. Исключения, на которые требования этого знака не действуют – повозки с запряженной лошадью, мопеды, скутеры и мотоциклы без прицепа, велосипедисты.

Как выглядит

Обозначение «Обгон запрещен» представляет собой белый круг с красной окантовкой. В его центре находятся силуэты двух автомобилей: красного и черного. Если фон с белого изменен на желтый, то это означает, что данное предписание является временным. Знак устанавливается на расстоянии 15 метров от опасного участка, для того чтобы все участники движения могли вовремя получить и проанализировать это требование.

Где, когда и зачем устанавливается

Согласно ПДД, обгон полностью запрещен на следующих участках:

  1. Железнодорожном переезде.
  2. Пешеходном переходе.
  3. Пересечении проезжих частей.

Так как эти зоны уже оговорены в Правилах, то запрещающий знак на них не устанавливается.

Место его размещения:

  • участок дороги с регулярными авариями;
  • перед началом подъёма;
  • вначале сужения проезжей части;
  • перед участком с плохим покрытием или ремонтом.

Главная цель установки подобного запрета – снижение аварийности на участке, связанной с плохой видимостью или другими сложными условиями.

Какая зона действия 

Один из распространенных методов ограничить зону действия запрета – использование информационной таблички с указанием расстояния. При ее наличии, требования знака распространяются на то количество метров, которое на ней указано. Определение этого расстояния остается за водителем. То есть, он должен самостоятельно определить проехал ли он уже 100 метров запрета или еще нет.

Другие методы ограничения зоны действия:

  1. Установка знака отмены запрета. Таким обозначением выступает 3.21. Если после места его установки нет сплошной разметки или других ограничений, то водитель ТС может выполнить обгон. Но в этом случае стоит быть внимательнее, так как на загородных трассах часто знаки 3.20 и 3.21 чередуются между собой. Даже если маневр был начат в разрешенной зоне, а закончат уже в запрещенной, то такое действие будет трактоваться как нарушение и повлечет за собой наказание.
  2. Установка знака «Конец всех ограничений». Такое обозначение в ПДД содержится под номером 3.31. В месте его размещения все введенные ранее запреты утрачивают свою силу: обгон, лимит скорости, остановки и стоянки.
  3. Ближайший перекресток или въезд в населенный пункт. Если описанные выше таблички отсутствуют, то водитель может безнаказанно выполнить обгон после ближайшего пересечения проезжих частей. Выезд с прилегающей территории, полевых или грунтовых дорог не считается за перекресток. На загородной трассе выполнить аналогичный маневр можно после въезда в населенный пункт или, наоборот, выезда из него. Место, с которого разрешается обгон – точка, где установлен соответствующий знак о границе населенного пункта.

Выше перечислены все законные способы ограничения зоны действия знака «Обгон запрещен». Вопреки распространенным заблуждениям его не прерывает:

  • окончание сплошной линии. Если в месте установки знака была нанесена сплошная линия, а затем она сменилась прерывистой, то это не означает отмену ограничения на обгон. Согласно ПДД, дорожные указатели имеют приоритет над разметкой. Это правило действует и в том случае, когда требования этих обозначений разнятся;
  • поворот или разворот дороги без наличия в этом месте перекрестка. В прошлой версии ПДД даже существовала формулировка, что поворот или разворот не отменяют запрет на обгон. В актуальных правила такой фразы нет, но требование, по-прежнему, действует.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий